Previous Entry | Next Entry

Сербия. Черногория.

Это путешествие случилось с нами неожиданно и от этого стало еще более увлекательным…

Мы летели транзитом через Ригу. Ночь в рижском аэропорту, холод и туман после плавящейся Москвы. Утром мы в Белграде.
Самый дешевый хостел в Белграде – Friends, 9 евро за ночь. Но там по записи. По соседству есть еще два – 10 и 11 евро. Все это добро находится аккурат напротив ж/д и авто станций.

Старый Град Белграда– уютнейшее место на возвышении с видом на Дунай. Главная улица – ну один в один наш Арбат)) Главное, что бросается в глаза и остается в памяти от сербско-черногорской архитектуры – это черепичные крыши и ставни на окнах.

Вместо котелка мы почему-то взяли с собой алюминиевую кастрюлю. И больше ничего, ни тарелок, ни ложек, ни вилок… Решили купить хотя бы ложки. В центральной части города ничего похожего на ложки мы не нашли, поехали в новый город через Дунай. Замечательная достопримечательность нового города– мусорный поселок на свалке. Это поселение цыган. Целый район, построенный из мусора.
В новом городе нашлись и ложки и супермаркет. Из круп у них продается только рис и пшеница, что мы благополучно и приобрели.
Вечером автобусом в Черногорию, а точнее в Жяблик – это ближайшее к национальному парку Дурмитор поселение. Мучительная ночь в автобусе и вот они мы – замершие и не выспавшиеся русские туристы в поисках неземных красот Дурмитора.

По асфальтированной дорожке дошли до Черного озера.

На этом фоторепортаж и закончился, т.к. батарейки сели и ничего похожего на магазины в национальном парке нет. Прекрасные леса, красивейшие озера, величественные горы – все это мы сохранили в наших сердцах))
Дело шло к вечеру и мы вдруг обнаружили, что забыли спички и кастрюлю совершенно не за что подвесить над огнем. И тут волшебным образом мы находим кусок проволоки, а местный житель дарит нам зажигалку. Жизнь налаживается)
Земля там просто устлана черникой и земляникой! Обнаружили грибы – лисички. Долго бродили по лесу, весьма устали, нашли, наконец, место для ночевки. На ужин приготовили грибы. Остались живы. Батарейки сжалились, и мы запечатлели этот процесс.

Чудесное утро в лесу, напились воды из горного ручья, нашли еще одно озеро и отправились в путь. Мы собирались увидеть каньон. Вышли из леса мы, как в последствии оказалось, совершенно не в том месте, в котором планировали. Но что ни делается – все определенно к лучшему) . Дойдя наконец до какой-то дороги, решили поймать машину, чтобы хоть куда-нибудь приехать. Первая же машина остановилась. В ней ехала семья из Словении, которые направлялись как раз к каньону и с радостью согласились взять нас с собой. Увидев с высоты прекрасный каньон и протекающую далеко внизу горную реку Тару, нам неудержимо захотелось в ней искупаться. Мы попросили добросить нас до Жяблика и распрощались со словенцами. Купили батареек про запас. Путь от Жяблика до Тары составляет 22 км. Поймать машину нам удалось только на 8-м километре пути, зато водитель оказался владельцем туристического агентства и жил аккурат около моста через каньон. Он рассказал, где что и пожелал удачи. Решили не вставать в палаточном городке, который там есть, недалеко от моста. Встали в живописнейшем месте около реки. Вода там непередаваемо чистая и вкусная. Но ужасно холодная. Виталик залез, а я так и не решилась))
Рафтинг по реке стоит от 40 евро. Были бы лишние деньги – непременно бы поплыли.

День следующий. Полдня чего-то всё думали, потом вдруг решили ехать к морю. Поднялись обратно к мосту, ловим машину. Поймали местного товарища, торгующего домашним сыром, ехавшего в Подгорицу – столицу. Вся машина, да и сам товарищ были пропитаны вкусным запахом сыра, что возбуждало аппетит в течение всего пути. Товарищ этот ни по-русски ни по-английски не говорил. Говорил по-сербски и очень много. Всю дорогу нам что-то оживленно рассказывал. Мы понимали через слово, кивали и улыбались. Было очень приятно с ним ехать. Виды вокруг были настолько непередаваемо красивые, что я дышать забывала)). А он все рассказывал. Мы поняли, что самый вкусный сыр - в Плевле, что дороги здесь очень опасные, что земли раскупают иностранцы и его это очень огорчает. Потом он начал говорить, что если здесь, на горной дороге случается авария, то можно весь день простоять. И тут – смотрим вперед – пробка. Выяснилось, авария, пробка в 3 километра. Благо, мы уже к развязке подъехали и стоять нам оставалось минут 40. Довез нас прямо до ж/д станции, тепло простился, сказал вдруг по-русски «Очень хорошо» и уехал.
Решили сразу взять ж/д билеты на обратную дорогу в Белград. Сначала долго объясняли, потом рисовали, что нам нужны билеты из Бара в Белград. Купили, а в последствии обнаружили, что билеты не из Бара, а из Подгорицы. Ну да ладно.
Взяли билеты на автобус до Котора. В Черногории автобусных билетов почему-то продают всегда больше чем мест. В общем, кто успел, тот и сел. И никого не волнует, что у тебя на билете стоит номер сидения. Мы об этом еще не знали, поэтому полпути пришлось ехать стоя.
В Котор приехали уже затемно. Спросили у ребят, которые с нами в автобусе ехали, где они ночевать собираются. Оказалось, что двое из них (брат и сестра) из Америки, один (друг сестры) из Англии и в путеводители у них значится недорогой хостел. Пошли вместе искать. Долго бродили по улицам, местные жители очень охотно нам помогали, бродили вместе с нами, очень переживали и искали этот таинственный хостел. В итоге один из местных жителей познакомил нас с мимо проезжавшим другом, который согласился принять нас на одну ночь за 30 евро за пятерых. Отличная комната, душ и кухня – все это было наше на одну ночь)). Ребята оказались просто замечательными, мы как-то сразу понравились друг другу и утром решили не расставаться, а вместе найти-таки этот хостел. Оказалось, что это студенческое общежитие, работающее летом как хостел. Также оказалось, что стоит это удовольствие с удобствами на этаже 10 евро с человека. И мест, собственно, нет. Товарищи наши очень расстроились. Но ведь, что ни делается – все к лучшему)) Виталик прошлым вечером успел познакомиться с мужичком, который сдает комнаты. Договорились с ним по 8 евро с человека и получили уютную квартирку со всеми благами человечества. Мужичок отлично объяснялся на русском и английском. Предложил американцам кока-колы. Они вежливо отказались. Предложил нам с Виталиком водки. Мы сказали, что не пьем. Англичанин немного подумал и сказал – «А я не очень-то чай люблю…»
Дальше был день купаний и гуляний. Старый Град в Которе удивительный, там можно бродить часами, наслаждаясь непередаваемой атмосферой, заглядывая в окна, парикмахерские, пекарни, где идет своя жизнь…

Ближе к вечеру устроили итальянский ужин, приготовили пиццу и пасту. И отправились на театральный фестиваль, который в тот день завершался великолепным карнавалом, который прошел по главной улице и плавно перетек в уютные улочки Старого Града. Это было непередаваемо, такой взрыв позитивной энергии!

На следующий день друзья наши уезжали в Хорватию, а мы дальше по побережью. Следующим пунктом была Будва. Ощущение в Будве, будто ты попал в Крым – везде русские, мусор и на пляже ни то что лечь, встать негде. Палаточный городок находится прямо в городе и стоит 3 евро за палатку и 3 за человека + городской налог 1,5 евро. В общем, хорошего в Будве мало)). Хорош Старый Град. И небольшой пляж Старого Града, где почему-то мало людей.

Загадали встать с палаткой в тихом уютном месте возле моря и бесплатно. В автобусной кассе спросили, где можно выйти между городами. Сказали – в Круче. И, с надеждой, что в Круче будет круче, чем в Будве, мы выехали.
Круче – небольшой поселок у моря в очень живописном месте. Сверху увидели поляну нисходящую к морю и пошли по направлению к ней. Место оказалось удивительным – небольшая бухта, о которой мало кто знает из отдыхающих. Вода чистейшая, изумрудного цвета. До 3х часов дня бухта вся была наша. Потом приходили некоторые местные, несколько отдыхающих. И вечером мы вновь были одни, провожали солнце, которое там садится в море. Близлежащие земли принадлежат одному старичку, который каждое утро пригонял коров. Он очень тепло к нам отнесся, мы покупали у него молоко и фрукты.

Единственный магазин находится на трассе, от моря до него идти в крутую горку. Дойдя до него, мы очень устали и вдруг решили съездить в Ульцын погулять. Поймали машину. Водитель Руди родился в Черногории, в деревне около Скадарского озера, а сейчас живет в Америке и приезжает сюда каждое лето, останавливается в отеле в Круче. Он сказал, что нам просто непременно нужно посетить Скадарское озеро, что может быть он завтра туда поедет и может нас взять с собой. Мы договорились вечером встретиться около отеля и пошли гулять по Ульцыну.
Каждый прибрежный город имеет свой дух. В Ульцыне много мечетей и вместо пиццы и бургеров, которые продаются в других городах, там продают что-то типа шаурмы и всякие блюда албанской кухни. Мы побродили по Старому Граду, который в Ульцыне почему-то не до конца восстановлен после землетрясения, и отправились на знаменитый «Велика Пляжа» - 12-ти километровый пляж. Шли до него 4 километра. Пляж действительно длиннейший, песчаный, а море очень мелкое. Очень много детей и немцев. Позже мы узнали, что в самом конце этого пляжа на границе с Албанией есть островок – Ада Бояна, там очень красиво и нудистский пляж))
На автобусе вернулись в Круче, встретились с Руди. На озеро он не ехал, рассказал нам, как добраться и где встать.
Мы решили еще денек постоять в нашей заповедной бухте. Познакомились с одним отдыхающим из Сербии, который учил русский в школе, 15 лет на нем не разговаривал и очень обрадовался возможности поболтать с нами. Кстати, почти все местные учили русский в школе, но кроме «Здравствуйте» и «Очень хорошо» они в основном ничего не помнят.
На следующее утро отправились на Скадарское озеро – самое большое озеро Балканов. Поймали машину до Бара. Женщина-водитель узнав, что у нас есть билеты на поезд и что он приходит в Белград в 7 утра, посмеялась и сказала, что хорошо, если поезд придет в Белград в 11 и что тут с железными дорогами большие проблемы. Посадила нас на электричку до Вирпазы и попрощалась.
Вирпаза находится в красивейшем месте, где река впадает в Скадарское озеро. Место, где можно встать и купаться находится в 20 километрах от Вирпазы по горным дорогам, место это – поселок Муричи. Никакой общественный транспорт туда не ходит, доехать можно только на авто. Стали ловить авто. Поймали отличного парня – местного жителя и единственного электрика на весь район. Объехали с ним несколько селений, где он героически лазил по столбам и приносил людям свет)) Он рассказал, что мечтает уехать в Америку, что здесь нет никаких перспектив, что он много работает, а получает очень мало, что он мечтает путешествовать. Он довез нас до Муричи, провел нас к месту, где можно встать и даже донес наши вещи. Вообще, хочется отметить, что местные жители – замечательный народ, очень открытые, добрые и бескорыстные, готовые помочь.
Место оказалось удивительным. Огромное озеро, зеленые острова, на многих из которых средневековые руины и церкви. Озеро очень чистое и очень теплое, рыбы – великое множество. Здесь совершенно необходимы байдарка и удочка. Но ни того, ни другого у нас не было… По соседству встали французы-автостопщики. Английский с французским акцентом – совершенно особенная вещь. Все приходилось переспрашивать по 3 раза))

Мы простояли на озере 2 дня и утром вышли обратно в Вирпазу. До большой дороги нас подбросили немцы. А далее был долгий путь, за время которого проехали всего две машины и ни одна из них не остановилась… Мы прошли полпути, когда наконец нас подобрал местный житель и довез до самой Подгорицы, откуда нам было вечером и уезжать в Белград.
Полдня мы шатались по Подгорице. Смотреть там особо нечего, кроме обычной жизни местных жителей. Мы нашли торговый центр и очень удивились, что все магазинчики закрылись в 14.00 (это в воскресенье!) и что в супермаркете мы чуть не единственные посетители. Посидели на лавочке в школьном дворе, посмотрели, как мальчишки играют в футбол. Ощущение, что там нет такой профессии – дворник. Земля во дворах устлана мусором как ковром. И видимо это мало кого напрягает, т.к. местные кидают мусор там же, где стоят. Еще любопытно, что нет запрета на курение в общественных местах, они курят на станциях, в вагоне поезда и даже в магазине.
Поезд опоздал на час. Мы сэкономили и взяли сидячии, о чем в течение той ночи не раз пожалели. Поезд постоянно останавливался, пропускал другие поезда, ждал чего-то… Перед самым Белградом он встал на 50 минут, так как не было электричества и мы ждали дизельный поезд, чтобы ехать дальше. В итоге мы опоздали на 4,5 часа! И это никого там особо не удивило. Растолкав всех, мы рванули искать автобус до аэропорта. Денег у нас было 1,5 евро, так что о такси мы и не думали. До самолета оставалось около 2х часов, автобус всё не приходил, а ехать до аэропорта около часа. Все что нам оставалась, мысленно просить, чтобы самолет задержали. Автобус пришел, водитель учапал куда-то на минут 10, наконец поехали. Вбегаем в терминал – наш самолет задерживается на час! Вздохнув с облегчением, пытаемся поменять последний евро и купить воды, но его почему-то не хотят принимать. В одном из банков видим кулер, напиваемся воды и довольные летим в Ригу. В Риге у нас хотят отнять колышки от палатки, но мы договариваемся и летим в Москву. Вместе с нами в самолете летел Калягин. Вот как-то так))

( 5 comments — Leave a comment )
little_cheater
Sep. 24th, 2010 10:42 am (UTC)
Здоровооооо!!!!!!!
Красотищааа...
medenka
Sep. 24th, 2010 09:10 pm (UTC)
Удивительная поездка была)
olga_nikolskaja
Dec. 8th, 2010 02:31 am (UTC)
Спасибо.
Написано хорошо, фотографии замечательные.
Будто глотнула того, черногорского воздуха...
medenka
Dec. 8th, 2010 07:19 am (UTC)
Чудесное место)
little_cheater
May. 17th, 2013 09:02 am (UTC)
так,всё перечитала заново))))
( 5 comments — Leave a comment )